Перерегистрация опасных производственных объектов (ОПО)
До окончания официально установленного законодательством срока проведения процедуры перерегистрации опасных производственных объектов осталось совсем немного – менее двух месяцев. - В связи с чем проводится перерегистрация опасных производственных объектов? - Процедура перерегистрации ОПО проводится в рамках общей перестройки системы промышленной безопасности. Цель перестройки – повышение эффективности государственного контроля (надзора), снижение коррупции и административного давления на бизнес в сфере промышленной безопасности. Сейчас в России существует порядка 300 тысяч особо опасных объектов. По действовавшему ранее законодательству одинаковые требования распространялись на все ОПО на предприятиях любой отрасли – от атомных станций до складов. В рамках реформы системы промышленной безопасности Ростехнадзор подготовил Федеральный Закон № 22, который содержит ряд принципиально новых положений, вносящих изменения в базовый нормативный акт о промышленной безопасности ОПО – Федеральный Закон № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", действовавший с 1997 года. Положения Федерального Закона № 22-ФЗ вступили в силу с 15 марта 2013 года. И одним из основных новых положений этого закона как раз и является процедура перерегистрации ОПО. - Какие цели этого мероприятия? - Главная, стратегическая цель – упорядочивание системы государственного учета и контроля деятельности ОПО, дифференциация мер государственного регулирования применительно к деятельности по обеспечению их безопасности. С этой целью все опасные промышленные объекты разделены на 4 категории – классы опасности. Классы присваиваются в момент регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора. Этим выстраивается четкая «иерархия» ОПО по степени их опасности и степени контроля со стороны государства. По оценкам экспертов, в первую – самую опасную категорию – войдет около 1300 предприятий. На них будут распространяться действующие правила промышленной безопасности ОПО. Во вторую категорию – порядка 7,5 тыс. объектов, в третью – около 90 тыс., а все остальные – в четвертую, наименее опасную, категорию. Соответственно, жесткость государственного надзора, в том числе количество проверок, будет напрямую зависеть от категории объекта. Для первых трех категорий сохранится лицензирование (для химически опасных, а также тех, где есть угроза пожара или взрыва). Предприятиям, например, 4 класса опасности придется лишь страховать гражданскую ответственность и отчитываться в электронной форме о производственном контроле, запуск производства будет носить уведомительный характер. Процедура перерегистрации и необходима для присвоения класса опасности ОПО. Также она предусмотрена в случаях изменения реквизитов организации, изменения состава оборудования, включенного в ОПО, либо ввода нового оборудования с признаками опасности. Согласно п. 1 статьи 10 ФЗ №116, все ОПО, зарегистрированные до 15.03.2013 г., должны пройти перерегистрацию в госреестре с присвоением им того или иного класса опасности. - В какие сроки должна быть проведена перерегистрация? - Процедура перерегистрации должна быть проведена до 1 января 2014 г. Учитывая новогодние праздники, понятно, что целесообразно закончить эту процедуру до 31 декабря. С учетом того, что перерегистрация производится не позднее 20-ти дней с момента сдачи документов на перерегистрацию, время еще есть. Но совсем немного. - Каков механизм проведения перерегистрации? - Организация-эксплуатант ОПО направляет в регистрирующий орган заявление. К нему должен быть приобщен перечень документов:
а) карты учета объектов (в двух экземплярах на каждый объект);
б) сведения, характеризующие опасный производственный объект;
в) ранее выданные свидетельства о регистрации;
г) дополнительные сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующей организации в составе и объеме (по требованию регистрирующего органа);
д) обоснование безопасности (при необходимости). Регистрирующий орган в срок до 20-ти дней:
а) проверяет полноту пакета представленных документов, правильность их составления;
б) в случае соответствия представленных документов вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в базу данных государственного реестра, присваивает каждому ОПО регистрационный номер в государственном реестре;
в) вносит сведения о перерегистрации и регистрационные номера объектов в их карты учета, которые заверяет печатью;
г) оформляет свидетельство о перерегистрации объектов в государственном реестре, заверяет его печатью, вносит запись о выдаче свидетельства в компьютерную базу данных выданных, в которой указываются дата записи, номер и дата свидетельства,
эксплуатирующая организация, количество объектов, дата перерегистрации, номер и дата свидетельства, взамен которого выдано настоящее свидетельство, о лице, которому выдано свидетельство;
д) выдает свидетельство о перерегистрации и по одному экземпляру каждой карты учета представителю эксплуатирующей организации. Второй экземпляр используется в работе по формированию соответствующей базы данных государственного реестра;
е) при перерегистрации отправляет документы, представленные при регистрации,
на уничтожение в установленном порядке. В случае несоответствия представленных документов регистрирующий орган возвращает их с указанием причин возвращения организации, которая переоформляет ихв течение 10-ти дней. Кстати, это аргумент в пользу как можно более оперативной работы по перерегистрации – ведь не факт, что все документы сразу будут оформлены правильно. Организация-эксплуатант ОПО должна обеспечить хранение свидетельства о перерегистрации в комплекте с картой учета в качестве документов, подтверждающих перерегистрацию эксплуатируемого объекта в государственном реестре. - Какова ответственность за нарушение процедуры перерегистрации? - В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности. В случае несвоевременного прохождения перерегистрации, в результате проверки инспектором Ростехнадзора будет выписано предписание на исправление данного документа, а также штраф на предприятие и генерального директора (минимальная сумма штрафа – 200 тыс. рублей). Кроме того, ОПО будут находиться в Ростехнадзоре на ежегодном контроле, даже если ОПО относится к 3 или 4 классам опасности. Между тем, после перерегистрации, т.е. установки класса опасности ОПО, проверка ОПО, которые относятся к 3 классу опасности, будут проводиться 1 раза в 3 года, а на ОПО отнесенным к 4 классу опасности, будут проводиться только внеплановые проверки. - Как эта процедура скажется на состоянии промышленной безопасности? - Классификация опасных производственных объектов произведена с учетом степени риска возникновения аварий и масштабов их возможных последствий. Исключение избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности, с одной стороны, и снижение рисков техногенных аварий на опасных производственных объектах с другой, будут осуществляться путем разделения мер обеспечения промышленной безопасности по четырем классам опасных производственных объектов. В отношении опасных производственных объектов 1 класса опасности плановые проверки будут осуществляться на основании режима постоянного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов 2 класса опасности, будут производиться не чаще одного раза в год; 3 класса опасности – одного раза в три года, а в отношении ОПО 4 класса проверки органом надзора в области промышленной безопасности планироваться не будут, а будут осуществляться по необходимости с представлением прокуратуры или иных органов власти. - Чем компания может быть полезна организациям, эксплуатирующим ОПО? - Мы можем оказать владельцам ОПО высокопрофессиональную помощь в данном вопросе, предложить им оптимальные в финансовом и юридическом плане схемы проведения работ. Наши специалисты имеют значительный опыт проведения аналогичных работ, поэтому мы предлагаем нашим заказчикам следующий комплекс услуг:
- сбор и подготовка пакета документов, которые требуются для перерегистрации ОПО;
- проверка правильности и достаточности предоставляемой заказчиком документации (при необходимости – разработка недостающих сведений);
- передача в органы Ростехнадзора комплекта документов и полное его сопровождение на этапе перерегистрации ОПО;
- получение нового бланка свидетельства о регистрации ОПО (с указанным классом опасности) и передача его заказчику. Сотрудничество с профессионалами – гарантия того, что важная процедура перерегистрации ОПО будет выполнена в срок и надлежащим образом.