Сертификация систем менеджмента
Сегодня интернет полон предложений «купить сертификат ИСО». Находятся и умельцы, предлагающие «международное ИСО». Как относиться к подобным предложениям? И как российской компании получить сертификат ИСО? Что стоит за такими предложениями? - Элементарная нечистоплотность и коммерческая выгода. Судите сами. Средняя стоимость сертификации системы менеджмента, причем даже той, что предлагают в интернете наши отечественные «умельцы», составляет от 250 000 до 1 500 000 рублей. Так что это настоящая «золотая жила» для дельцов, предлагающих «липовые» сертификаты. - Можем мы помочь нашим бизнесменам не поддаться на эти уловки? Может быть, стоит рассказать об основах сертификации систем менеджмента, сути и необходимости этой процедуры, чтобы люди осознанно обращались за данной услугой? - Да, несмотря на то, что сертификация систем менеджмента – тема далеко не новая, не будет лишним еще раз рассказать об этой процедуре. Систем менеджмента, или, иначе говоря, систем управления компанией или предприятием, существует огромное количество: система экологического менеджмента, система безопасности труда и охраны здоровья, а также отраслевые системы менеджмента, такие, как система менеджмента безопасности пищевой продукции, системы менеджмента качества в медицине, автомобильной промышленности, строительстве и т. д. Как видим, системы охватывают разные стороны деятельности предприятия. Они призваны оптимизировать управление в той или иной области ежедневной работы предприятия, минимизировать издержки на это направление. Наиболее востребованной является Система менеджмента качества (СМК), направленная на обеспечение стабильно высокого качества производимой компанией продукции или оказываемой услуги. Здесь важно отметить, что вообще любая организация всегда имеет систему менеджмента. Под ней понимается совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующих в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и т.д. Все эти составляющие есть у любой компании, они объединены и взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Таким образом, система менеджмента является средством достижения целей, сформулированных руководством компании. Однако далеко не любая система управления является эффективной, способной оправдать ожидания заинтересованных сторон. Эффективная система менеджмента – это такая система управления, которая позволяет добиться достижения поставленных целей при оптимальных затратах и в заданные временные интервалы. Такая система подразумевает, как правило, строго упорядоченную, регламентированную в оптимальном объеме деятельность, которая должна быть понятной как для руководства, так и для рядовых сотрудников. Стандарты, содержащие требования к различным системам менеджмента, разрабатывают различные организации по стандартизации. Среди них есть национальные (например, Росстандарт в РФ или Британский институт стандартов в Великобритании) и Международная организация по стандартизации – ISO. Отсюда – и столь популярное название ИСО или ISO. По сути, это часть обозначения популярных стандартов, по которым проводится сертификация систем менеджмента: ISO 9001 или ISO 14001. А вот на системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья чаще всего используют национальный стандарт Великобритании BS OHSAS 18001:2007. - Пару слов о Международной организации по стандартизации. - Международная организация по стандартизации (International Organisation of Standartization) - ISO (от греческого слова isos - равный) является неправительственной организацией. Она имеет консультативный статус ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов. Основное направление деятельности ISO - разработка и публикация международных стандартов в различных сферах деятельности. Эти стандарты признаются во всем мире. Сегодня насчитывается более 19500 международных стандартов, охватывающих практически все виды экономической деятельности. Среди этих документов особое место занимают стандарты ISO серии 9000, определяющие требования к системам менеджмента качества. Подчеркну: не к качеству продукции или услуг, а именно к тому, как организована и функционирует система менеджмента. Компании, внедрившие у себя эти системы менеджмента, проходят официальную сертификацию и получают сертификат соответствия. - Это и есть те самые сертификаты «международного ИСО», предлагаемые в интернете? - Совсем нет. В Российской Федерации действует национальная система сертификации – система ГОСТ Р, – и около 1200 систем добровольной сертификации. Все стандарты, входящие в серию 9000, разработанную ISO, именуются у нас ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Они переведены и практически полностью соответствуют своим аналогам, изданным ISO. Именно на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и выдаются в России официальные сертификаты. Исходя из вышесказанного, формально нет разницы между «международным ИСО» и сертификатом в национальной системе сертификации ГОСТ Р, потому что сертификация проводится на предмет соответствия требованиям одного стандарта. Такая сертификация проводится аккредитованными Органами по сертификации, которые имеют соответствующие возможности, специалистов и полномочия проводить сертификацию систем менеджмента. - То есть сертификат соответствия требованиям ГОСТ ISO аналогичен и заменяет международный сертификат ISO? - Да. Но, в принципе, любая российская компания может пройти и международную сертификацию. Никаких запретов на это нет. Существует ряд компаний, которые «просто хотят» международный сертификат ввиду того, что это «на слуху». При этом далеко не всегда система менеджмента, в частности, система менеджмента качества компании, действительно соответствует требованиям международных стандартов. - Как быть в таком случае? - Я бы посоветовала прежде всего обратиться к российским аккредитованным Органам по сертификации, уполномоченным проводить сертификацию систем менеджмента в системе ГОСТ Р. Эксперты этого органа проведут работу по оценке действующей системы менеджмента, выявят несоответствия и дадут рекомендации по её совершенствованию и доработке до уровня, соответствующего международным стандартам. Проведя эту работу, следует пройти повторный аудит и, при его положительных результатах, уже обращаться непосредственно в международный орган по сертификации. - А как происходит международная сертификация ИСО? - Сначала о том, как происходит эта процедура за рубежом. Компания - например, в Бельгии, - обращается в свой местный орган по сертификации. Данный ОС проводит анализ системы менеджмента, выдает сертификат и затем клиент или сам орган передает результаты этого анализа в тот орган по сертификации, который необходим клиенту, например, австрийский, где эти результаты будут приняты без дополнительных проверок. Это выполняется в рамках протокола о взаимном признании результатов сертификации, на уровне государств, в данном случае Австрии и Бельгии. То есть такая международная сертификация имеет смысл только при наличии межгосударственных договоров о признании результатов сертификации. Так вот: у России такого протокола о взаимном признании результатов сертификации НЕТ НИ С ОДНОЙ европейской страной. Как же быть? Российское предприятие, чтобы получить международный сертификат на систему менеджмента, должно обратиться, как я уже сказала, в орган по сертификации, имеющий аккредитацию IAF, или другую международную аккредитацию, либо в российское представительство такого органа. При этом у Представительства, как правило, есть право только провести аудит, дальнейший же анализ документов и результатов аудита и выдачу сертификата осуществляет сам международный орган по сертификации. Здесь главное – понимать, что международные системы НЕ ПРОДАЮТ сертификаты. Они проводят именно оценку соответствия системы менеджмента установленным международным стандартам. Учитывая наш российский менталитет и подход к работе, получить такой сертификат крайне тяжело. Именно поэтому такие сертификаты и ценятся, и именно поэтому «ловкие умельцы» спекулируют таким понятием, как «сертификат в международной системе», предлагая КУПИТЬ его. К таким предложениям надо относиться соответственно. - А зачем вообще российской компании может быть нужен такой сертификат? Получение международного сертификата ИСО для российской компании имеет смысл в двух случаях: - если это условие выдвинуто клиентом либо условиями тендера (что по сути одно и то же). При этом, как правило, в этих условиях должна быть оговорена та система сертификации, которую признает клиент. Поэтому, решившись выделить немалые деньги на данную процедуру, нужно четко понимать, какой именно сертификат устроит вашего клиента. В случае несовпадения взглядов в этом вопросе деньги будут потрачены зря. - если компания добилась определенного устойчивого успеха в своей отрасли и планирует выходить на международный рынок. Опять же, и здесь необходимо провести мониторинг среди потенциальных клиентов и определить список наиболее подходящих систем сертификации. Любая организация должна четко осознавать, является ли такая процедура необходимой и рентабельной, или же это желание сформировано красивым словом «международное ИСО». Потому что в итоге расходы по сертификации ложатся на конечную стоимость продукции/услуги. - А какова необходимость получения сертификата на соответствие российским стандартам? - Сейчас в бизнесе системам менеджмента уделяется большое внимание. Например, при получении допуска СРО многие саморегулирующие организации требуют не просто наличия системы менеджмента качества, а именно наличия сертифицированной системы менеджмента. Также сертификаты систем менеджмента качества принимаются к рассмотрению при сертификации в рамках Технических регламентов Таможенного Союза. В нашей отрасли организация не сможет аккредитоваться как орган по сертификации, не имея внедренной СМК, что закреплено в Критериях по аккредитации. Таким образом, можно сказать, что во многих отраслях требования к наличию сертифицированной системы менеджмента качества или в другой области являются обязательными. - Чем наша группа компаний может быть здесь полезна? - В группу входят компании, которые оказывают услуги по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента. Начнем с процедуры разработки и внедрения. Залог успеха здесь - нацеленность высшего руководства компании-заказчика на результат. Процесс разработки и внедрения системы менеджмента состоит из ряда этапов. Сначала идет диагностический аудит. Здесь осуществляется анализ существующих документов и порядка проведения работ. Выполняется разработка системы менеджмента, проводятся семинары для высшего руководства. Затем идет стадия документирования системы менеджмента, когда разрабатываются и оформляются документально стандарты предприятия и другие документы системы менеджмента. Наконец, этап внедрения. До сотрудников организации доводятся требования Политики в области системы менеджмента, Руководства по системе менеджмента, а также остальных документов системы. Отмечу, что срок выполнения данного этапа сильно зависит от готовности сотрудников организации к изменениям и нововведениям; нацеленности высшего руководства на достижение поставленных в Политике в области качества, а также от сложности организационной структуры предприятия, материально-технической оснащенности и в немалой степени от бюджета, выделенного на разработку и внедрение системы. Далее идут внутренний аудит и анализ системы менеджмента, консультации при внедрении разработанных процедур, обучение и стажировка внутренних аудиторов. И, наконец, наступает заключительный этап - предсертификационный аудит. Проводится оценка разработанной системы на предмет её соответствия требованиям стандарта, оказывается методическая помощь при разработке корректирующих действий по результатам внутреннего аудита и помощь при проведении анализа СМК со стороны руководства. Теперь о процессе сертификации систем менеджмента, проводимых нашей компанией. Кратко процесс сертификации можно описать так: на предприятии уже есть задокументированная, внедренная система менеджмента. Предприятие приглашает нас, как независимую организацию-орган по сертификации оценить, соответствует ли эта система требованиям соответствующего стандарта. Чтобы это проверить, мы анализируем сначала документы системы менеджмента, затем осуществляем выезд на производство. При положительных результатах оценки соответствия выдается сертификат и разрешение на применение знака системы. Таким образом, в зависимости от конкретного запроса заказчика, наша группа компаний профессионально проводит как процедуру сертификации уже внедренной системы менеджмента, так и процедуру разработки и внедрения различных систем менеджмента на предприятии любой отрасли и любого масштаба. При этом важно помнить об одном принципиально важном моменте: в целях обеспечения объективности сертификации (в соответствии с требованиями и условиями аккредитации для сертифицирующих организаций) орган по сертификации не может оказывать услуг по внедрению систем менеджмента. То есть, внедрение системы и ее сертификацию для одного и того же клиента обязательно должны осуществлять две разных компании: консультационно-внедренческая и сертифицирующая соответственно. Нарушение этого условия дискредитирует орган по сертификации и может привести к отзыву сертификата. - Внедряя системы менеджмента в других компаниях, сами Вы считаете это необходимым для себя? - Конечно. Более того, мы с этого начали, опробовав все нюансы на себе. В нашей организации внедрена, задокументирована и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества. Все наши сотрудники прошли соответствующее обучение. Все наши эксперты по сертификации имеют сертификаты компетентности в системе ГОСТ Р в соответствующих областях. Трое сотрудников, кроме того, прошли дополнительное обучение и выступают в качестве внутренних аудиторов. Для нас это было важно. Мы работаем на достаточно конкурентном рынке и стремимся к тому, чтобы все наши услуги были неизменно самого высокого качества, а также, чтобы это качество услуг было стабильным независимо от тех или иных событий внутри компании, от каких-либо субъективных моментов и «человеческого фактора». Гарантию такой «стабильности качества» нам может дать только внедренная система менеджмента качества. Поэтому мы у себя в компании провели очень и очень непростую и объемную работу по внедрению СМК. Мы обучили работе в этой системе всех сотрудников, постоянно повышаем их квалификацию, регулярно отправляем на тематическое обучение и стажировки. Словом, мы на себе проверили все тонкости внедрения СМК и теперь с полным правом можем заявить нашим потенциальным клиентам: мы сделаем это грамотно, профессионально и с учетом обширного практического опыта.